Современные изыски для эстетов

За порогом этой квартиры в центре Львова начинается… сериал из жизни 1930-х. В каждом кадре — ар-деко: и на первом плане, и «в массовке». В рецепт формулы этого стиля функциональной роскоши вошло все самое-самое на тот момент новое и все самое-самое экзотичное старое из банка идей мировой культуры.

В круто сбитом коктейле: эстетика абстракционизма, кубизма, венской сецессии, немецкого «Баухауза», итальянского футуризма, голландского «Де Стейла», русского революционного авангарда, «русских сезонов» Дягилева в Париже, щедро приправленные страстью к экзотическим материалам и архаичным культурам — искусству туземной Африки, древних цивилизаций Египта, Вавилона, Персии, Китая, Японии, обеих Америк…

Увы, стиль ар-деко пока не избалован любовью львовян. Местным любителям ретро все больше сецессию подавай. И чем повычурней, поизогнутей! Или, на худой конец, эклектику с ее помпезностью. Такая роскошь всем понятна. А вот лаконичная геометрическая изысканность последнего из великих стилей ХХ века — это уже для гурманов. Один из таких немногочисленных львовских коллекционеров ар-деко, влюбленный в шарм его форм, орнамента, текстур, символики, не только собрал впечатляющую «интерьерную» коллекцию стиля, но и приобрел для нее отдельную квартиру. И пригласил известного львовского эстета от истории, художника-декоратора Владимира Костырко, «вписать» уникальные экспонаты в пространство.

Благодаря качественным тканям для штор можно сшить и получить плотные, современные шторы. Трудность первая состояла в том, что сам дом — родом из классицизма, квартира кроилась-перекраивалась, и адаптация «австрийского пространства» позапрошлого века к стилистике мебели и аксессуаров первой трети века ХХ требовала активного креатива. Трудность вторая заключалась в том, что в результате должен был получиться не музей, а жилье. Причем не только стильное, но и комфортное. Из обилия разнокалиберных столов и столиков, кресел, стульев, диванов, шкафов и буфетов нужно было составить эффектные и одновременно уютные уголки-композиции. Трудность третья состояла в том, что новоделы, которыми пришлось заполнить некоторые лакуны аутентики, должны были выглядеть как родные. И выглядят — благодаря золотым рукам и хорошему вкусу львовских реставраторов мебели, которые их создали — Андрею и Святославу Заставным.

Настоящая макасаровая роскошь ар-деко дальше, в гостиной и кабинете, где смотреть — не пересмотреть, восхищаться — не навосхищаться. В те времена макасар, чья эффектная черно-коричнево-рыжебагровая текстура идеально подчеркивала минималистские изыски мебельной формы, резали только на одном острове в Индонезии, ограниченными партиями и только под элитные заказы. Поэтому собранная здесь коллекция — в прямом смысле из лучших домов Львова и Европы. Книжный шкаф в спальне и стол из кабинета стояли в краковском банке, пара кресел приехала из Парижа, подставка под телевизор — из Швеции… Родоначальник и жемчужина коллекции, с которого у хозяев начался культ ар-деко — в кабинете: небольшой элегантный буфет нашелся в знаменитой львовской антикварной комиссионке на Староеврейской.

Эффектный книжный шкаф в гостиной, разочарую ценителей, современной работы. Хотя мебели, куда можно было поставить книжки, хватало, пространству нужна была доминанта, акцент — пришлось сотворить. Благодаря тщательно продуманной конструкции рельефа, игре форнира и жизнерадостным разноцветным корешкам популярной в советские времена серии «Библиотеки всемирной литературы» на полках (снять с книжек невыразительные белые суперобложки — идея хозяина) вышло очень убедительно.

Все прочие «мелочи» в интерьере: светильники, дверные ручки, керамические выключатели, параллелепипедные вазы, даже радиоприемник тех времен и подставка для елки имеются — пиршество нюансов функционального дизайна. Отдельная тема — коллекция живописи и графики, элегантный микс «старого» и «нового», где уникальное собрание ар-дековых плакатов очень даже мирно уживается с произведениями современных львовских художников — живописью Владимира Богуславского, скульптурой Натальи Комаринец и Зеновия Сойки.

Буду благодарен, если поделитесь статьей в социальных сетях:
Опубликовать в своем блоге livejournal.com


Прокомментировать