Узкоколейная железная дорога

Узкоколейные железные дороги отличаются от ширококолейных малой шириной колеи, большими уклонами, меньшими радиусами и наконец меньшими размерами подвижного состава и меньшей скоростью движения. Основная идея узкоколейной дороги — удешевить общую стоимость устройства и его эксплуатации. Благодаря своей легкости узкоколейные железные дороги имеют большие преимущества главным образом в военное время, а также в транспорте добывающей промышленности, где приходится собирать грузы с постепенно изменяющихся площадей и сравнительно небольшими партиями, где, как к примеру, в угольных и рудных шахтах, малый размер поперечного сечения значительно удешевляет устройство тоннельных ходов.

Для обеспечения электричеством таких дорог, особенно в шахтах и тоннелях используют бронированные кабеля ВББШВ. Узкоколейные дороги легко связываются с подвесными канатными дорогами, допуская даже прямую передачу кузовов вагонов.

Стоимость устройства узкоколейной дороги доходит в отдельных случаях до 10-20% стоимости магистральной линии и до 40% стоимости удешевленной промышленной ширококолейной ветви. Узкоколейные линии получили в свое время за границей огромное распространение в так называемых пионерных и колониальных дорогах, главным образом в горных местностях. Примеры узкоколейных дорог в разных странах показывают, что их пропускная способность, а также оборудование нисколько не уступает нормальным ширококолейным дорогам.

Стрелки и поворотные круги на железной дороге

Стрелками называют специальное соединение путей, позволяющее передвигать поезда с одного пути на другой полными составами без расцепки вагонов. Стрелочные устройства, или переходы, однако требуют достаточно большой длины, так как общий наклон стрелочного хода по отношению к примыкающему пути составляет около 1/9-1/7. Поэтому стрелочные переходы применяются для наклона путей друг к другу, не круче примерно 10-15.

Если два пути наклонены под очень крутым углом, а место не позволяет устроить соединительную кривую, применяют поворотные круги. Это металлическая балка, типа мостовых ферм с ездой по верху или по низу, вращающаяся около вертикальной оси. Паровоз или вагон вводится на круг (вагон — посторонней силой, паровоз — самостоятельно) и затем поворачивается вместе с кругом от ручного привода (рычагами или лебедками) или механически.

Наибольшее применение поворотные круги имеют при паровозных зданиях для поворота паровозов, в некоторых случаях, для поворота отдельных вагонов, а также на тесных дворах фабрик и заводов, при необходимости перпендикулярного поворачивания движущихся вагонов в мастерских и при ремонтных устройствах.

Буду благодарен, если поделитесь статьей в социальных сетях:
Опубликовать в своем блоге livejournal.com


Прокомментировать